- Без рубрики

Цифровая компетентность: что должны уметь учителя

Конечно, многое зависит от технической базы школ. В трети из них нет полноценного доступа к скоростному интернету, а 10% — вообще без него, по данным МОН. Впрочем, на преодоление этой проблемы в 2019 году выделили 1 млрд грн. В европейских странах на каждого школьника приходится 5 единиц мультимедийной техники, а в Украине пока одна (в основном это компьютер) на школьный класс. Но проблема в том, что более половины технических средств — устарели либо неисправны, остальные используются только на уроках информатики или «застряли» у руководства школ. МОН обещает провести ревизию. При необходимом контроле и финансировании материальные проблемы можно решить, а вот получение учителями знаний и навыков требует времени. Обратите внимание на 1 сынып.

В рабочую группу, которая должна представить результаты работы 31 мая 2019 года, пригласили более двух десятков экспертов, среди которых не только представители МОН и институтов последипломного педагогического образования, но и те, кто знают ситуацию «изнутри» — учителя и преподаватели!
Конкурировать с Google?
По словам Оксаны, сейчас еще много работы, поэтому пока можно говорить лишь о предварительных результатах. Эксперты определяют зоны компетентности и уровни, ведь нельзя ставить одинаковые требования к учителям информатики и тем, кто преподает другие предметы.

Однако не стоит думать, что есть какие-то варианты деятельности педагогов, когда диджитализация совсем не нужна. Сейчас урок без цифровых технологий (Оксана Пасечник считает себя их фанатом) — это неправильно, хотя бы потому, что дети ими владеют, привыкли к современному способу подачи информации. Если им предлагают только учебник и записи мелом, ученикам интересней онлайн. Они «отсиживают» уроки, чтобы наконец вернуться к гаджетам.

Все, что может делать учитель без современных инструментов, — конкурировать с Google, то есть предоставлять информацию. Да и ученикам нужно научиться работать с информацией, оценивать информационные источники, уметь работать в команде, анализировать и представлять конечный продукт не только в текстовом формате. Жаль, что различные анонимные опросы показывают, что отсутствие цифровой грамотности как серьезную проблему воспринимают менее половины респондентов.

Перескажи стихотворение в Viber
Сейчас для каждой школьной дисциплины можно найти новые инструменты, которые оживят урок, сделают его более интересным и полезным. Конечно, часть из них — англоязычные, есть такие, которые доступны на платной основе, но желающие смогут найти доступ, а главное — уместное использование на занятии. Например, коллега, учительница украинской литературы, дала в 7-м классе такое задание: пересказать стихотворение смайликами в Viber. Дети были в восторге, никто не скучал. Просто развлечение? Отнюдь. Ведь это более глубокая работа с текстом, чем заучить и забыть. Нужно почувствовать переживания, понять, что имеется в виду, креативно пересказать, применить современный способ подачи информации.

Некоторые учителя воспринимают описание цифровой грамотности наивно: как перечень программ, платформ, с которыми они должны научиться работать. Но важнее не «что именно знать», а «как и для чего использовать». Речь идет не столько о владении инструментами, сколько об их применении для достижения педагогической цели. Иногда цифровая грамотность как раз и заключается в том, чтобы для раскрытия определенной темы не применять никаких онлайн-технологий, потому что это нецелесообразно.

Полезно побыть на месте ученика
Готовое описание цифровой грамотности должно стать основой для разработки дальнейших документов. Это будет ориентир для внесения изменений и в педагогическое образование, и в программы повышения квалификации. Потом, когда сертификация выйдет из пилотной стадии и активно войдет в жизнь, в ней должен появиться соответствующий раздел о компьютерной грамотности. То есть изменения придут и к тем, кто только учится на учителя, и к тем, кто уже давно работает. Эксперты не видят проблем, связанных с возрастом. Мол, молодежь и так «подкована», а люди предпенсионного возраста боятся ноутбуков. По мнению Оксаны, есть немало примеров, когда даже в совсем преклонном возрасте люди успешно овладевали современными технологиями. Есть опытные педагоги, которые очень мотивированы, ведь чувствуют, как современные технологии помогают им по-новому преподносить предмет. С другой стороны, есть молодежь, которая не хочет этим заниматься. Дело не в возрасте, а в любви к профессии.

Источник статьи «Мир учителя»

About SitesReady

Read All Posts By SitesReady

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *